В мире видеоигр геймеры сталкиваются не только с тщательно продуманными механиками и захватывающими историями, но и с удивительными программными аномалиями – багами. Некоторые из них настолько уникальны, что не просто вызывают неподдельный интерес, но и становятся настоящими легендами игрового сообщества, порождая мемы, фан-арты и даже официальные отсылки от разработчиков.
- Плотва на крыше
В «Ведьмаке 3» Геральт называет каждую свою лошадь «Плотвой» и может призвать верную соратницу свистом. Плотва всегда прибегает, возникая где-то рандомно неподалеку, что породило забавный баг — лошадь могла оказаться на крыше дома, обескуражив поначалу многих игроков. CD Projekt RED, вместо того чтобы просто исправить ошибку, решили посмеяться над ситуацией и добавили специальную карту в «Гвинт», изображающую Плотву на крыше.
Помимо «Гвинта», дань уважения багу была отдана в ещё одной игре от CDRP — в Cyberpunk 2077. Там она гордо красуется на крыше на стартовом экране, в посвященной ей же аркадной игры — Roach Race. Если занять первое место в рейтинге, можно получить не только ценную награду, но и узнать историю о Плотве и ее хозяине — беловолосом воине. Этот случай стал ярким примером того, как разработчики могут превратить программную ошибку в забавный элемент игровой культуры.
- Бесконечное падение планетарного масштаба
В No Man’s Sky игроки однажды столкнулись с удивительным и пугающим багом — бесконечным падением. Из-за сбоя в процедурной генерации ландшафта персонаж мог провалиться сквозь текстуры планеты, уходя в бескрайнюю пустоту под её поверхностью. Этот эффект вызывал смешанные чувства: с одной стороны, он был раздражающим, так как мешал исследованию, а с другой — завораживающим. Многие начали намеренно использовать этот баг для создания необычных видеороликов, добавляя звуковые эффекты, напоминающие полёт через червоточину или путешествие в другое измерение.
Команда Hello Games, вместо того чтобы просто устранить ошибку, решила почерпнуть из неё вдохновение. Разработчики добавили в игру специальный режим полёта, который позволяет безопасно исследовать пространство под поверхностью планет.
- Феномен «черной дыры» в Minecraft
В Minecraft игроки неоднократно сталкивались с различными аномалиями, вызванными особенностями работы системы чанков. Одной из самых интересных и пугающих находок стали так называемые "черные дыры", которые буквально затягивали в себя все окружающие объекты. Это явление возникало из-за ошибок в обработке чанков, когда определенные блоки или объекты исчезали или перемещались в никуда. Визуально это выглядело так, будто сама ткань мира разрушалась, создавая зону, напоминающую космическую черную дыру.
Разработчики Mojang Studios, вместо того чтобы просто исправить баг, решили использовать его как источник вдохновения для создания новой игровой механики. В дополнении End Cities были представили порталы в Энд, которые работают по схожему принципу, но без разрушительных последствий. Эти порталы позволяют игрокам безопасно перемещаться между мирами, создавая эффект затягивания, но при этом сохраняя стабильность игрового пространства.
- «Дрейкфейс»
«Дрейкфейс» — один из самых известных мемов, связанных с Uncharted 2: Among Thieves, который появился благодаря любопытной ошибке в игре. Пользователи имиджбордов заметили размытое, неестественное лицо Нейтана Дрейка и быстро превратили его в символ консольного гейминга. В интернете форс этого мема шёл как доказательство результата устаревшего железа PlayStation 3 или «мыльной» графики игры, а на просторах рунета популярностью пользовалась версия с тектом «ГРАФОН». На самом же деле эффект возникает из-за бага, который связан с неправильной прогрузкой текстур лица персонажа в определённых условиях.
Воспроизвести «дрейкфейс» можно, если знать точную последовательность действий: в режиме создания роликов в разделе многопользовательской игры нужно выбрать запись матча, сразу направить камеру на стену и поставить игру на паузу в момент первой смерти персонажа. Затем, переместившись к месту гибели, можно увидеть знаменитое размытое лицо. Баг возникает из-за того, что в момент смерти текстуры лица Дрейка не загружаются корректно, создавая этот жутковатый, но при этом забавный визуальный эффект.
- Глюк с лицами в Mass Effect
«Дрейкфейс» далеко не единичный пример, когда технические огрехи с отображением лиц персонажей “уходили в народ” и превращались в мемы. Один из самых известных и настолько же жутких багов в истории видеоигр можно встретить в первой части Mass Effect — феномен "демонических лиц". Он возникает, когда текстуры лиц NPC неправильно загружаются или вообще отсутствуют, превращая персонажей в устрашающие, деформированные карикатуры на самих себя. Особенно пугающе это выглядит во время диалогов, где NPC внезапно трансформируются в нечто совершенно неестественное: черты лица растягиваются, глаза становятся асимметричными, а кожа покрывается странными артефактами. Такие моменты создают ощущение, будто игрок сталкивается с чем-то сверхъестественным, что сильно контрастирует с научно-фантастической атмосферой игры.
Причина этого бага кроется в технических особенностях работы с текстурами высокого разрешения. В оригинальной версии Mass Effect использовалась система динамической загрузки текстур, которая иногда не успевала корректно подгрузить детали внешности персонажей. Это могло происходить при быстром переходе между локациями, загрузке сохранений или во время интенсивного использования ресурсов системы.
Со временем этот баг стал настолько известным, что мододелы начали намеренно воспроизводить его для создания хоррор-контента. Они создавали модификации, которые умышленно искажали текстуры лиц NPC, чтобы усиливать атмосферу страха и абсурда. Хотя разработчики BioWare исправили многие подобные ошибки в ремастере трилогии Mass Effect Legendary Edition, сам феномен "демонических лиц" остался в памяти игроков как один из самых запоминающихся и жутких моментов в истории серии.
- Миф, ставший реальностью
В аркадной версии Mortal Kombat внимательные игроки обнаружили необычный пункт ERMACS в скрытом диагностическом меню. На самом деле это была аббревиатура от "error macros" – служебная информация о возможных ошибках в макросах программы. Однако из-за недостатка информации и особой секретности разработчиков Midway вокруг этой надписи начали рождаться многочисленные слухи. Журналисты игровых изданий и энтузиасты ошибочно интерпретировали технический термин как упоминание загадочного бойца, что породило одну из самых масштабных городских легенд в истории видеоигр.
Разгоревшийся ажиотаж вокруг несуществующего персонажа достиг таких масштабов, что команда Midway приняла неожиданное решение – действительно ввести такого персонажа в игру. В Ultimate Mortal Kombat 3 появился настоящий Ермак, созданный на основе Скорпиона с измененной цветовой палитрой.
Подобно истории со слухами про Эрмака в первом Mortal Kombat, Скарлет изначально стала "несуществующим" персонажем благодаря ошибочным сообщениям игроков о глючном сбое в Mortal Kombat II. Этот сбой, известный как «Скарлет», якобы менял цвет одежды Китаны или Милины на красный. Почти двадцать лет спустя после распространения этих слухов, Скарлет официально представили как одного из первых двух DLC-персонажей в Mortal Kombat 2011 года. Позже она снова появилась в качестве игрового персонажа в Mortal Kombat 11.
- Танцующие медведи
В The Elder Scrolls V: Skyrim есть множество забавных багов, один из которых особенно запоминается благодаря своей комичности — танцующие медведи. Игроки заметили, что свирепые хищники иногда начинают исполнять странные и неуклюжие "танцы", крутясь на месте и подергивая лапами. Этот эффект возникает из-за ошибки в анимации, когда игра некорректно обрабатывает переход между состояниями покоя и агрессии. Вместо того чтобы нападать или оставаться неподвижными, медведи начинают демонстрировать совершенно неуместные, но очаровательные движения.
Сообщество так полюбило этот баг, что даже начало организовывать настоящие "медвежьи дискотеки". Фанаты собирали группы NPC, привлекали медведей и наблюдали за их необычным поведением, превращая ошибку в развлечение. Разработчики из Bethesda, известные своим юмористическим отношением к багам, намеренно оставили этот феномен в игре, считая его частью очарования «Скайрима». Теперь танцующие медведи стали своеобразной визитной карточкой игры, добавляя ей ещё больше абсурдности и шарма.
- Не пойман – не вор!
Одним из самых курьёзных и полезных приёмов в The Elder Scrolls V: Skyrim стал метод воровства с использованием подручных предметов. В обычной ситуации попытка кражи моментально привлекает внимание стражников, которые требуют уплатить штраф или отправляют героя за решётку. Даже использование режима скрытности не всегда спасает: некоторые торговцы обладают почти мистической способностью замечать вора, даже если он прячется сзади, а ценные вещи часто размещены так, что их незаметно не украсть.
Игроки нашли выход из этой ситуации, причём весьма экстравагантный: можно просто надеть на голову NPC ведро, корзину или любой другой подходящий предмет, лишив его возможности видеть. После этого можно спокойно вычищать всё, что плохо лежит прямо из-под носа ничего не подозревающего персонажа. Особенно забавным является то, что жертва совершенно не пытается снять с себя “блокировку зрения” и может продолжать ходить по локации с ведром на голове, словно это абсолютно нормально. Этот баг не только помогал в нелегальных делах, но и добавлял игре дополнительную долю юмора.
- Сковорода животворящая
Сковорода в PUBG стала одним из самых запоминающихся и неожиданных "багов", обретя народную популярность. Спустя полгода после релиза игры стримеры обнаружили, что этот кухонный предмет обладает уникальными свойствами: он наносит огромный урон при ударе и, что удивительно, обеспечивает 100% защиту от выстрелов в спину. В PUBG, где баги — не редкость, сковорода выделялась своей комичностью и практической пользой, превращаясь в настоящий мем.
Вместо того чтобы извиняться и исправлять "ошибку", разработчики в очередной раз решили использовать её в своих интересах. Сковорода начала появляться в рекламных кампаниях, пародийных видео и даже стала своеобразной "фишкой" игры. Этот странный подход к проблеме принёс неожиданные плоды: игроки восприняли баг как часть игровой механики, а сам предмет стал символом PUBG.
Благодаря такому необычному пиару PUBG закрепилась в сознании геймеров не только как королевская битва с напряжённым геймплеем, но и как игра со сковородой. Теперь даже те, кто забыл название, могут легко найти его через соответствующий поисковый запрос.
- Rocket jump
В серии игр Quake (особенно в культовой Quake 3 Arena) появился знаменитый приём — rocket jump, который часто называют не багом, а фичей. Суть механики заключалась в том, что взрывное оружие, в частности ракетница, могло отбрасывать как противников, так и самого игрока. Если выстреливать под ноги в нужный момент, можно было взлететь на внушительную высоту, получив лишь незначительный урон. Такая особенность кода привела к тому, что игроки начали использовать этот эффект для достижения недосягаемых мест или для создания необычных тактических манёвров. Особенно забавными были ситуации в мультиплеере: игрок, выполняя rocket jump, терял всего 10–20% здоровья, тогда как его соперник, оказавшийся рядом с эпицентром взрыва, мог быть буквально разорван на части.
Эта случайная механика стала настолько популярной, что перекочевала во многие другие игры, такие как Team Fortress 2, Titanfall 2 и Overwatch, но её влияние на Quake оказалось ещё глубже: появились целые карты и модификации, где прохождение уровней возможно только с использованием «рокетжампа». Эти карты напоминали логические головоломки, где требовалось точно рассчитать траекторию полёта и силу взрыва. В Counter-Strike так называемой “Распрыжке” тоже были посвящены отдельные карты и даже проводились целые турниры.
???
От плотвы на крыше в «Ведьмаке 3» до «Дрейкфейса» и случайных багов, которые потом задавали тренды игровым механикам — каждый из этих багов внес свой вклад в богатую историю интерактивных развлечений. Игровые баги, несмотря на свою техническую природу, часто становятся важной частью игровой культуры. Они создают уникальные моменты и формируют коллективную память игрового сообщества.
В современном геймдеве отношение к багам меняется – многие разработчики начинают рассматривать их не только как проблемы, требующие исправления, но и как потенциальные источники новых идей. Как раз подобные случайности нередко и приводят к созданию наиболее запоминающихся моментов в видеоиграх, которые потом будут ещё долго разбирать на мемы и гифки.
Вы и сами можете стать исследователями багов, купив игры с помощью наших подарочных карт!
Нет времени ждать, пора играть! А если вы не нашли на нашем сайте гифт карты к нужному вам сервису, обратитесь в нашу поддержку и вам помогут с оплатой!