Игры как образовательный инструмент: учимся, играя

Видеоигры давно перестали быть просто развлечением и всё чаще получают применение в качестве эффективного инструмента обучения, меняя традиционные подходы к образованию. Современные технологии позволяют создавать интерактивные механики, которые не просто способны увлечь, но и открыть уникальные возможности для передачи знаний, развития навыков и формирования критического мышления. Уже никого не удивляет, что видеоигры используются для изучения истории, освоения сложных научных концепций, развития стратегического мышления и даже лечения различных психологических расстройств. Важно то, что игры делают обучение естественным и увлекательным процессом, где есть поле для экспериментов, допустимы ошибки и возможности для проверки гипотез в безопасной среде.


Интерактивный формат изучения языков

Ярким примером такого подхода служит проект «БУКИ», созданный студией АНО «ГРАММА». Изначально задуманный как аналог Duolingo для изучения языков, позже проект эволюционировал в полноценную игру.

«Для нас важно, чтобы игровой проект имел важный посыл, либо обладал каким-то образовательным элементом», — подчеркивает Станислав Лаук-Дубицкий. Он также отмечает: «Я рекомендую всем нашим молодым разработчикам учитывать этот момент, особенно если они претендуют на какое-то финансирование. Это не означает, что нужно делать исключительно игру для школьников или для изучения истории, но это стоит учитывать во время разработки, будь то нарратив, сюжет или разработка концепции проекта в целом».


В «БУКИ» процесс обучения языкам органично интегрирован в игровой процесс через уникальный сеттинг проклятой библиотеки, где каждая книга представляет собой новое слово для изучения. Этот подход демонстрирует, как можно эффективно сочетать образовательные цели с увлекательным игровым процессом.


Ключевую роль в интеграции образовательных механик в игровую индустрию играет и профильное образование. Например, факультет игровой индустрии и киберспорта, который был запущен в 2019 году в Университете «Синергия» с каждым годом разрастается, так как накопленная экспертиза дает планомерные результаты, которые проявляются в трудоустройстве выпускников и запуске масштабных проектов и мероприятий, посвященных киберспортивным событиям и видеоиграм в частности.


Примечательно, что в разработке проекта «БУКИ» тоже активно участвовали студенты факультета игровой индустрии и киберспорта в числе стажеров и практикантов, а также участники Всероссийского проекта «Начни игру». Для того, чтобы интегрировать образовательные механики в игровые проекты, в идеале нужно знать, как выстраиваются процессы в самой сфере образования. Поэтому, как и в упомянутом примере, образовательные проекты могут быть тесно интегрированы в реальную индустрию.



Покорение космоса начинается в классе


Kerbal Space Program – это уникальный космический симулятор, созданный компанией Squad при поддержке таких гигантов аэрокосмической индустрии как NASA и SpaceX. В рамках специального образовательного проекта KerbalEdu разработчики совместно с TeacherGaming адаптировали игру для использования в учебных целях, что позволило внедрить её в учебные программы десятков школ по всему миру.


Программа предлагает специально разработанные образовательные материалы, которые помогают учащимся глубже погружаться в основы аэрокосмической инженерии и физики космических полетов. Ученики получают возможность строить космические корабли, рассчитывать траектории полетов, изучать законы орбитальной механики и принципы работы ракетных двигателей в доступной и увлекательной форме. Все процессы в игре основаны на реальных физических законах, кроме того, реализован подробный редактор космических аппаратов, где ученики могут экспериментировать с различными конфигурациями ракет, тестировать различные типы двигателей и изучать принципы работы различных систем космического аппарата. Разработчики в том числе предоставили специальные инструменты для преподавателей, которые позволяют отслеживать прогресс учеников и создавать индивидуальные задания, что делает процесс обучения ещё более эффективным и персонализированным.


Активная поддержка NASA заключается в предоставлении реальных данных о космических миссиях и участии в разработке образовательных модулей. Например, при их участии был создан специальный контент, связанный с программой "Аполлон" и миссией на Луну, а также материалы по современным космическим программам, включая исследования Марса. Это позволяет учащимся не только теоретически изучать космические полеты, но и знакомиться с реально существовавшими и современными космическими миссиями.

Для высших учебных заведений были разработаны специальные версии программы, где студенты могут моделировать более сложные космические миссии, включая расчеты межпланетных перелетов, проектирование спутниковых систем, моделирование космических станций и изучение принципов работы орбитальных телескопов.



Виртуальный конструктор знаний


Minecraft: Education Edition представляет собой специально адаптированную версию популярной песочницы для образовательных целей. Программа предлагает широкий спектр образовательных материалов для погружения в различные дисциплины через интерактивное взаимодействие с игровым миром. Студенты могут проводить виртуальные химические эксперименты, изучать экосистемы и пищевые цепи, создавать электрические схемы и даже программировать на Python. Особый интерес представляет возможность создания подробных трехмерных моделей биологических объектов и химических соединений.


В игре реализован специальный набор инструментов для преподавателей, например: система оценивания, функции управления классом, а также средства создания интерактивных учебных пособий. Преподаватели могут разрабатывать собственные образовательные карты или использовать готовые планы уроков из готовой библиотеки ресурсов. Microsoft активно развивает проект со своей стороны, регулярно добавляя новый образовательный контент. «Обучение на основе игр — это мощный способ встретить учеников там, где они находятся, независимо от предметов и стилей обучения», — отметила Эллисон Мэтьюс, руководитель Minecraft Education. Она подчеркивает: «Мы верим в будущее поколение, которое сможет решать проблемы вместе, используя эмпатию и креативность, приобретённые через игру. Я взволнована этим новым этапом и с нетерпением жду, как наше сообщество будет создавать лучший мир с помощью Minecraft».


Для высших учебных заведений доступны продвинутые возможности моделирования архитектурных проектов, проектирования инженерных систем и проведения научных исследований. Студенты могут создавать работающие модели компьютеров и процессоров внутри игры, что помогает лучше понять принципы работы цифровой техники.


С момента запуска Minecraft Education в 2016 году, платформа стала глобальным инструментом для обучения, объединяющим миллионы преподавателей и студентов в 115 странах. Более 100 000 преподавателей прошли обучение по использованию платформы, а сотни ежегодно присоединяются к «Глобальной Программе Наставников». Платформа поддерживает разнообразные форматы обучения: проведено 200 миллионов сессий Minecraft Hour of Code, полмиллиона студентов приняли участие в строительных челленджах и киберспортивных мероприятиях по всему миру.

Сегодня на Minecraft Marketplace загружено 120 миллионов образовательных материалов, в библиотеке платформы доступно 500 уроков, созданных преподавателями, с проектом сотрудничают такие организации, как Нобелевский Институт Мира, BBC Earth, WWF, ЮНЕСКО и C40.



Историческое моделирование в действии


Серия Sid Meier’s Civilization представляет собой уникальный образовательный инструмент, который органично сочетает развлекательный аспект с глубоким погружением в исторические и культурные контексты. Игра развивает критическое мышление через постоянную необходимость анализа большого количества факторов: от управления ресурсами до выстраивания дипломатических отношений с другими цивилизациями. Во время игровых сессий игроки учатся оценивать сложные ситуации, прогнозировать последствия своих действий и разрабатывать эффективные стратегии, что способствует развитию логического мышления и аналитических способностей.


Историческая составляющая игры играет в образовательном процессе наиважнейшую роль. Погружаясь в различные эпохи, нужно взаимодействовать с реальными историческими личностями и событиями, что дает возможность лучше понимать исторический контекст и причинно-следственные связи между происходящими событиями. Например, строительство чудес света не только демонстрирует их архитектурное превосходство, но и показывает влияние на развитие цивилизаций. Это стимулирует интерес к дальнейшему изучению реальной истории и культурного наследия.


В образовательных учреждениях игры серии Civilization активно применяются в качестве интерактивного метода обучения. Стратегическое планирование требует развития важнейших когнитивных навыков: рабочая память тренируется через запоминание расположения ресурсов и дипломатических связей, а многозадачность развивается за счет одновременного управления различными внутриигровыми юнитами. Эти навыки напрямую переносятся в реальную жизнь, помогая в управлении проектами и ресурсами, необходимыми для их реализации.

Коллективные режимы игры также способствуют развитию социальных навыков и лидерских качеств. Эффективная коммуникация – это прямой ключ к успеху при должной координации и слаженных действий команды. Опыт, приобретенный в игровых ситуациях, в дальнейшем успешно применяется в профессиональной сфере. Участники обучаются распределять задачи, управлять конфликтами и находить компромиссы, формируя в процессе важные навыки межличностного взаимодействия.


На момент 2025 года состоялся релиз уже седьмой по счету номерной части серии. Вот что говорит о Sid Meier's Civilization VII Эндрю Джонсон, старший историк Firaxis Games: «В другой жизни я учу бакалавров, и они совершенно ничего не читают. Мне хотелось бы заинтересовать их историей, а так, глядишь, если кто будет играть за Макиавелли — может, и заинтересуется. Макиавелли, допустим, известная фигура, а вот Амина, королева Заззау, — другое дело. Или, например, кто-то захочет понять, в чем разница между династиями Минь и Хан. Важно, чтобы это помогло пробудить интерес к истории. Это не учебник. Это своего рода крючок, которым можно затянуть в учебники».



Послесловие


Использование игровых механик в образовании открывает новые горизонты для обучения, делая процесс более увлекательным и эффективным. В то время как традиционные методы обучения иногда могут быть скучными или оторванными от реальности, видеоигры предоставляют уникальную возможность "прожить" исторические события или социальные процессы, развивая при этом критическое мышление и прокачивая стратегические навыки. Грамотно интегрированные в учебный процесс видеоигры могут стать важным дополнением к классическим образовательным инструментам, подготавливая людей к решению сложных задач современного мира. Главное, чтобы этот процесс оставался не только захватывающим и увлекательным, но и мог нести реальную образовательную ценность.

Пока образовательных игр еще не много, есть множество игр с захватывающим геймплеем и историей, в которых вы определенно научитесь чему то новому. На нашем сайте вы можете приобрести подарочные карты, с помощью которых можно пополнить баланс и купить игры.
Игр и сервисов с каждым днем становится все больше. Если вы не нашли подходящую гифт карту на нашем сайте - обратитесь в поддержку нашего сайта, вам помогут с оплатой нужного вам сервиса.

Комментарии

Написать комментарий

Недавно купили:
ITunes
Подарочная карта $200
23999 ₽
Купить
ITunes
Подарочная карта $200
23999 ₽
Купить
ITunes
Подарочная карта $200
23999 ₽
Купить
ITunes
Подарочная карта $200
23999 ₽
Купить
PlayStation
Карта PSN $50
PlayStation
Карта PSN $10
PlayStation
Карта PSN $10
PlayStation
Карта PSN $10
PlayStation
Карта PSN $10
PlayStation
Карта PSN $10
ITunes
Подарочная карта $100
12499 ₽
Купить
ITunes
Подарочная карта $50
Xbox
Карта Xbox $10
Xbox
Карта Xbox $10
Xbox
Карта Xbox $10
Популярные товары:
ITunes
Подарочная карта $10
ITunes
Подарочная карта 1500 ₽
ITunes
Подарочная карта 3500 ₽
ITunes
Подарочная карта 2000 ₽
PlayStation
Карта PSN $25
ITunes
Подарочная карта 500 ₺
ITunes
Подарочная карта 8500 ₽
10499 ₽
Купить
ITunes
Подарочная карта 2500 ₽
Xbox
Карта Xbox $10
ITunes
Подарочная карта 10000 ₽
12449 ₽
Купить
ITunes
Подарочная карта 4000 ₽
PlayStation
Карта PSN $100
12499 ₽
Купить
Xbox
Карта Xbox $50
ITunes
Подарочная карта 800 ₽
Xbox
Xbox Ultimate Game pass 3 месяца
Наверх